• pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic4
  • pic5
  • pic6
  • pic7
  • pic8
  • pic9
  • pic10
  • pic12
  • pic13
  • pic14
  • pic15
  • pic16
  • pic17
  • pic18
  • pic19
  • pic20

Teboil Gold 5W-30. Волк в овечьей шкуре

19.05.2014

В настоящее время наилучшим методом оценки качества масел признан метод сравнения анализов исходного масла и отработанного. Журналисты редакции autoExpert всерьез взялись за это ответственное занятие весной этого года. Причем масла заливали сразу в свои, далеко не дешевые автомобили. Очевидно, старались выбирать или проверенные марки, или масла от надежных дистрибьюторов. И вот, у нас на лабораторной проверке финская полусинтетика Teboil Gold SAE 5W-30. Этот производитель за более чем десятилетнее присутствие на рынке Украины заработал безукоризненную репутацию.

Teboil Gold 5W-30

Извините, пришлось проверить…

Чем больше проверок и по большему количеству параметров прошло масло как в свежем, так и в отработанном состоянии, тем точнее можно сделать вывод о его качестве. В украинских реалиях с вариациями проверок особо не разгонишься. И тем не менее с этим маслом у нас получилось собрать достаточно данных и комментариев специалистов. Но обо всем по-порядку…

Что в целом обещает производитель? Teboil Gold SAE 5W-30 - полусинтетическое моторное масло нового поколения для круглогодичного применения в современных двигателях. Классификация по API - SL/CF. Универсальное - предназначается как для бензиновых, так и для дизельных двигателей легковых автомобилей, в том числе с турбонаддувом, для которых требуется применение моторного масла категории АСЕА А1/В1 с низким показателем вязкости, т.е. снижающего расход топлива. Произведено на основе синтетического базового масла с добавками минерального. Разработчик особо подчеркивает положительное действие вязкости масла на расход топлива и, следовательно, на выбросы выхлопных газов.

Масло эксплуатировалось в бензиновом двигателе двухгодичной Toyota Prado 150, пробежавшей 89 тыс.км. Автомобиль обслуживается не на гарантийном сервисе, поэтому, как часто бывает в таких ситуациях у занятых людей - бизнес важнее, автомобиль подождет. В общем, проба масла получена после пробега в 16 500 км. Пробег не маленький, но и не запредельный. Качественное масло должно выдержать. Благо, оно работало в теплый период года - с лета и до половины осени.

Teboil Gold 5W-30

Предваряя анализ данных из лабораторий, вспомним обещания производителя. А конкретно - о снижении расхода топлива. Владелец автомобиля отметил абсолютно устойчивую экономию топлива на уровне не менее 3,5%. При самых пессимистических подсчетах получается минимум 900 грн. экономии за такой пробег! Масло себя окупило и заработало еще столько же. Осталось узнать, не в ущерб ли ресурсу двигателя?

Итак, какие данные мы имеем? Первое - данные завода-изготовителя. Второе - данные сертифицированной украинской лаборатории, проверявшей свежее масло при обязательной сертификации товара. Третье - эта же лаборатория проверила отработанное масло. И четвертый набор цифр мы получили из Финляндии, с заводской лаборатории Teboil. Вариант ангажированного подхода финнов к проверке отмели сразу - уж больно ревниво они следят за своей репутацией. А нашим помощником по комментариям к испытаниям стал начальник лаборатории завода Teboil Томми Лухтанен.

Teboil Gold 5W-30

Комментарии к результатам испытаний

1. Как правило, кинематическая вязкость при 100°C снижается вследствие изменений в масле. Это означает, что загустители (полимеры) имеют сдвиги, т.е. изменяются вследствие использования, и, следовательно, вязкость масла снижается. Показатель вязкости масла также может снизить разбавление топливом или загрязнение антифризом. С другой стороны, примеси от процесса горения и возможных остатков окисления масла имеют противоположное влияние на вязкость, т.е. они имеют тенденцию увеличивать вязкость масла. Таким образом, изменение вязкости масла зависит от комбинации обоих эффектов, и она меняется в зависимости от того, какой из них является доминирующим. Как отметил Томми Лухтанен, изменения в вязкости отработанного масла типичные. Мы видим минимальное изменение параметров вязкости исходного и отработанного масел. Плохо это или хорошо, сделаем вывод далее.

2. Индекс вязкости очень чувствителен к даже небольшим изменениям вязкости при 100°C и вязкости при 40°C. Причины, описанные в предыдущем абзаце, при которых меняется вязкость масла, имеют большое влияние на индекс вязкости. При определении индекса вязкости особое внимание должно быть уделено возможному загрязнению водой. Вода имеет гораздо большее влияние на вязкость при 40°C по сравнению с вязкостью при 100°C, поскольку она, как правило, испаряется в ходе измерения вязкости при 100°C, и, напротив, чего не происходит при измерении вязкости при 40°C. Поэтому индекс вязкости отработанного масла обычно не используется для оценки его состояния.

Что касается индекса вязкости свежего масла, то он у этого масла превышает типичные показатели для полусинтетических масел, для которых нормой является интервал 120-150. 155 единиц - это уже индекс вязкости синтетического масла. Это говорит о стабильности вязкости масла при изменениях (колебаниях) температур. Это очень важный показатель для масла.

3. Плотность отработанного масла зависит от загрязнения водой или антифризом вместе с остатками окисления и другими примесями, что может привести к увеличению плотности использованного масла по сравнению со свежим.

4. Возможные изменения в температурe вспышки также связаны с загрязнением водой или антифризом и разжижением топливом. Вода увеличит, а топливо снизит температуру вспышки. В нашем случае температура вспышки масла упала незначительно. Это говорит об отсутствии воды и наличии топлива в масле.

5. Благодаря добавлению депрессорных присадок свежее полусинтетическое моторное масло Teboil Gold SAE 5W-30 имеет рекордно низкую для этого класса температуру застывания -42°С. Финны держат марку! Обычно загрязнение масла водой или антифризом вместе с окислением и посторонними примесями повышает температуру застывания, а разжижение топливом, наоборот, понижает температуру застывания. В итоге, температура застывания использованного масла может быть лучше или хуже свежего - все зависит от того, какие примеси оно содержит.

В нашем отработанном масле температура застывания, даже с учетом всех возможных погрешностей испытаний, минимум не ухудшилась или же вообще улучшилась. Этот показатель на все сто процентов подтверждает, что на все выше описанные показатели масла имело серьезное влияние попадавшее в картер двигателя несгоревшее топливо. И хотя его в отработанном масле в финской лаборатории зафиксировали всего 1,6%, нужно понимать, что его легкие фракции в процессе эксплуатации успевали испариться, и в масле оставались не самые полезные примеси.

В свете изложенного - температуру застывания обычно не используют для оценки состояния отработанного масла, но тем не менее это достаточно ценное значение, особенно для оценки зимней эксплуатации несвежего масла.

6. Свежее масло всегда имеет высокое общее щелочное число и низкое общее кислотное число. Щелочное число формируется благодаря моющим присадкам - детергентам, которые являются высоко-щелочными металлосодержащими соединениями. Детергенты способны нейтрализовать кислотность продуктов сгорания и другие окисления благодаря их щелочному резерву. Вследствие процесса сгорания в двигателе вместе с влагой всегда образуются кислотные продукты, и поэтому кислотное число отработанного масло имеет тенденцию к увеличению по сравнению со свежим маслом. Критично заменить масло тогда, когда значения кислотного и щелочного чисел равны.

Важно избегать формирования сильных кислот в масле, что очень портит его качество. Если сильные кислоты были сформированы, замена масла должна быть произведена с особой тщательностью, и может быть даже с промывкой масляной системы перед тем, как залить новое масло. Во время замены масла вполне возможно, что остатки старого масла останутся в системе, и тогда сильные кислоты испортят новое масло намного быстрее.

Что же у нас? Щелочное число свежего масла Teboil Gold SAE 5W-30 - 7,8 КОН/г. Это отражает современную тенденцию к снижению общего щелочного числа, поскольку высокий его уровень влечет повышенное содержание сульфатной золы в масле. Ограничения по сульфатной золе являются причиной того, что в результате сгорания моторного масла появляется меньше осадков - двигатель меньше загрязняется. По этому показателю Teboil Gold приближается к маслам Low SAPS, для которых оптимум щелочного числа вообще находится в диапазоне 4,5-7,5 мг КОН/г.

Итак, щелочное число отработанного масла снизилось на 48%, кислотное подошло вплотную, поэтому масло, несмотря на общее еще хорошее состояние, уже следовало бы менять. Как бы там ни было, 16 500 км сильно повлияли на состояние масла.

7. Результаты по износу металлов находятся в допустимых пределах для отработанного масла, а разжижения антифризом не было найдено. Также тест-полоска фильтра, который измеряет способность к диспергируемости присадок, еще показывает хороший результат.


Резюме

Полусинтетическое масло Teboil Gold SAE 5W-30, не побоимся этих слов, имеет как выдающиеся для своего класса исходные показатели, так и достойно себя проявило в полевых испытаниях. Не будь производитель таким честным, указав на упаковке и в описании «Semi-Syntetic Motor Oil», мы бы приняли его за полную синтетику.



Источник: журнал autoExpert №10`2013

Полезная информация