• pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic4
  • pic5
  • pic6
  • pic7
  • pic8
  • pic9
  • pic10
  • pic12
  • pic13
  • pic14
  • pic15
  • pic16
  • pic17
  • pic18
  • pic19
  • pic20

«М-14В2 против Teboil SRX SAE 40» — статья об испытаниях масла Teboil SRX в российских локомотивах и анализ экономической целесообразности его применения...

22.11.2010

В последние годы на отечественном рынке ГСМ появляется все больше поставщиков качественных импортных смазочных материалов. И если применение этих масел в технике западных производителей является обязательным из-за отсутствия отечественных аналогов, то в подавляющем большинстве отечественной техники конечные потребители используют отечественные масла. При этом в литературе отсутствуют материалы, позволяющие сделать технико-экономическое обоснование применения импортных масел в отечественной технике. В данной статье мы попытаемся частично восполнить этот пробел. Для сравнения выбраны одно из самых популярных отечественных масел М-14В2 (ГОСТ 12337-81), широко использующееся для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа, а также двигателей карьерных самосвалов, с одной стороны и аналогичный продукт финской фирмы "Teboil" - Teboil SRX SAE 40, с другой стороны.

Что приходит на ум рядовому российскому автолюбителю при упоминании о Финляндии? Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что это знаменитые финские сауны, анекдоты про "горячих финских парней" и неоспоримое качество всех без исключения финских товаров. Сегодня в этот ряд можно смело поставить "Teboil" (Тебойл) - финского производителя масел и смазок самого различного назначения. Именно эта негосударственная фирма занимает одно из ведущих мест на рынке Финляндии. И даже не вполне трезвые герои фильма "Особенности национальной рыбалки" Лева и Кузьмич понимают, что оказались в Финляндии не в тот момент, когда попали на подозрительно хорошую дорогу и даже не в тот момент, когда встретили финских полицейских, а тогда, когда на их пути оказалась автозаправочная станция с красно-синей надписью "Teboil". И нет в этом ничего удивительного, так как на территории небольшой Финляндии с населением примерно равном населению Москвы находится более 300 фирменных автозаправочных станций, торгующих полным ассортиментом продукции "Teboil". Преодолев спад, связанный с пуском в строй в 1992 году нового, самого современного в Европе маслосмесительного завода, в 1997 году Teboil вышел на второе место в Финляндии по общему объему продаж смазочных материалов, опережая такие известные фирмы как Esso, Mobil и Shell.

Как же проводились сравнительные испытания?

На первом этапе совместно с ОАО "Коломенский завод" были проведены лабораторные испытания моторного масла Teboil SRX SAE 40, результатом которого стало следующее заключение: "Опытное масло Teboil SRX SAE 40 лабораторный комплекс сравнительных с маслом М-14В2 испытаний выдержало. При этом установлено, что оно обладает более высокой стойкостью к окислению и меньшей испаряемостью, чем штатное масло М-14В2". В результате моторное масло Teboil SRX SAE 40 было рекомендовано к применению на тепловозных дизелях и проверке его технической эффективности в реальных условиях по программе, разработанной МПС.

На втором этапе в соответствии с Указанием МПС РФ и Указанием по Октябрьской железной дороге на базе депо "Санкт-Петербург Варшавский" были проведены сравнительные эксплуатационные испытания моторных масел: штатного М-14В2 и опытного Teboil SRX SAE 40. Испытания проводились на шести тепловозах, приписанных к локомотивному депо "Санкт-Петербург Варшавский". Кроме того, были использованы данные эксплуатационной работы на масле М-14В2 пяти тепловозов ТЭМ7А локомотивного депо "Мурманск" Октябрьской железной дороги.

Анализ данных, полученных в результате сравнительных эксплуатационных испытаний масел, дает основание утверждать, что масло Teboil SRX SAE 40 соответствует группе В2, не уступает по своим свойствам штатному маслу М-14В2, а по ряду показателей существенно превосходит его:

1. Использование масла Teboil SRX SAE 40 позволяет существенно увеличить пробег тепловозов на маневрово-вывозной работе (до 45 тыс. км по сравнению с 20 тыс. км для штатного масла).

2. Масло Teboil SRX SAE 40 обладает более низкой испаряемостью (примерно в полтора раза) по сравнению со штатным маслом, что позволяет снизить удельный расход масла.

3. Результаты осмотра цилиндропоршневых групп (ЦПГ) дизелей тепловозов, оценка нагаро- и лакоотложений на их деталях, а также замеры износа поверхностей трения также выявили существенное преимущество масла Teboil SRX SAE 40 по сравнению со штатным маслом.

Итогом испытаний стало Указание МПС РФ от 7 сентября 1999 года о допуске к применению в дизелях тепловозов моторного масла SRX SAE 40 производства компании "Teboil" и организации поставок железным дорогам и предприятиям отрасли.

Конечно, у масла Teboil SRX SAE 40 имеется и один существенный недостаток - более высокая цена. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле. На сегодняшний день цена на масло Teboil SRX SAE 40 превышает цену на масло М-14В2 примерно в 3,6-3,7 раза (назовем эту величину коэффициентом сравнения k).

Учтем тот фактор, что пробег тепловозов на опытном масле существенно больше, при этом коэффициент k снижается до величины 3,7*20 тыс. км / 45 тыс. км = 1,64.

Не будем забывать также о том, что применяя масло Teboil SRX SAE 40, мы снизим эксплуатационные расходы, во-первых, за счет более низкой испаряемости, а, во-вторых, за счет снижения затрат на обслуживание (смена масла проводится более, чем в два раза реже!). Оценим этот выигрыш еще в 30%, при этом коэффициент k снизится до величины 1,64 / 1,3 = 1,26. Говоря простым языком, затраты на эксплуатацию техники, включая затраты на покупку масел, при использовании сравниваемых смазочных материалов, становятся очень близкими.

Анализ следующего преимущества масла Teboil SRX SAE 40 - более низкой скорости износа деталей ЦПГ и поверхностей трения и, как результат, резкое отдаление перспектив капитального ремонта двигателя, позволяет сделать вывод о том, что по соотношению цена/качество масло Teboil SRX SAE 40 выигрывает у масла М-14В2. Здесь нужно сделать замечание, что при использовании масла в более нагруженных дизелях (например, в дизелях карьерных самосвалов) выигрыш будет еще более ощутимым.

Также необходимо сказать о том, что при использовании масла М-14В2 всегда присутствует высокая степень риска получить просто некачественный продукт. Это явление хорошо знакомо всем специалистам, использующим отечественные масла, и не поддается оценке.

В завершение статьи остается лишь добавить, что компания "Teboil" разработала программу, позволяющую крупным потребителям на собственной технике провести аналогичные исследования и убедиться в экономическом эффекте применения моторного масла Teboil SRX SAE 40.



Источник: Официальный сайт Teboil

Полезная информация